Программа ДВФЭЗ по снижению риска отравления свинцом

Описание проекта Бункер Хил Суперфонда США (Bunker Hill Superfund Site)

Территория Бункер Хил является местом одной из самых значительных эпидемий отравления свинцом в мире. При этом с 1890-х годов и до 1970-х годов ситуация не расценивалась властями как критическая и не предпринималось никаких серьезных мер по защите жителей от эффектов промышленного загрязнения. В середине 1970х годах., после пожара было привлечено внимание к бедственному положению в районе Бункер Хил и была проведена первая оценка воздействия промышленности на здоровье. В1980-х годах были предприняты серьезные шаги на всех уровнях власти по решению существующей проблемы. Был разработан подробный план по улучшению ситуации и начат проект Суперфонда. В результате действий федеральных, региональных и местных властей в течение последнего десятилетия был достигнут очень значительный прогресс. Почвы в населенных пунктах были очищены до допустимого уровня, а населению была оказана необходимая медицинская помощь в предотвращении и лечении отравления свинцом. В результате содержание свинца в крови местных жителей радикально снизилось по сравнению с периодом 1970х годов и началом 1980х годов и предельно снижен риск отравления свинцом.

Расположение Серебряной долины и района Бункер Хил на севере шт. АйдахоИстория района Бункер Хил может быть разделена на три фазы. Сначала потребовались годы, чтобы власти признали существование серьезной проблемы. В 1974 г. было проведено медицинское обследование, выявившее эпидемию отравления свинцом в Серебряной долине. Только десять лет спустя, после принятия закона CERCLA, район Бункер Хил был включен в список национальных приоритетов. Затем, после признания существования и масштаба проблемы, были предприняты шаги по снижению негативного воздействия промышленного загрязнения на здоровье населения и было начато планирование мер по очистке территории. Меры по оказанию медицинской помощи, созданию постоянного медицинского мониторинга и программы LHIP оказали очень существенное действие для снижения риска отравления свинцом в районе. В итоге, после проведения властями штата и Агентством по охране окружающей среды США широкомасштабной операции по очистке почв района местное население было избавлено от критического загрязнения среды и связанной с ним опасностью для здоровья.

Введение

Район Бункер Хил (Bunker Hill Superfund Site - BHSS) расположен на севере штата Айдахо. Территория зоны экологического бедствия составляет 54 кв. км. и включает в себя 1,5 кв. км. заброшенного индустриального комплекса бывшей компании Бункер Хил и пять поселков: Келлогг, Варднер, Смелтервиль, Пайнхерст и Пэйдж, расположенные в так называемой Серебряной долине (рис. 1). Климат района умеренный, влажность средняя.

В 1974 г. этот район получил известность как место самого значительного промышленного отравления свинцом в Соединенных Штатах. Почти каждый ребенок в поселках Серебряной долины имел диагноз: отравление свинцом той или иной степени тяжести. Средний показатель содержания свинца в крови детей дошкольного возраста составлял более 65 мкг/дл, что более чем в шесть раз превосходит установленный в США допустимый уровень – 10 мкг/дл. В 1981 г. местный завод по выплавке свинца и цинка был закрыт, и территория вокруг старого промышленного комплекса была официально объявлена одной из самых больших зон экологического бедствия в США. В 1985 г. была создана особая программа медицинского мониторинга и лечения людей, пострадавших от отравления свинцом и другими тяжелыми металлами. В ходе программы медицинской реабилитационной помощи было отобрано более 5000 проб крови и десятки тысяч проб почвы, воздуха, пыли и т.д.). Более трехсот семей получили помощь в лечении последствий отравления свинцом [2], [5], [8].

Проект Бункер Хил, проводимый на средства федерального Суперфонда, согласно закону о Всесторонней экологической компенсации и отвественности (Comprehensive Environmental Response Compensation and Liability Act – CERCLA), включал в себя исследование состояния здоровья и среды, программу медицинской помощи населению, план первоочередной и общей очистки почвы района от контаминантов.

Рис. 2. Карта населенных пунктов Серебряной долины Карта Серебряной долины

Описание района

Экологическая ситуация в прошлом и сегодня

 В конце девятнадцатого века в этом районе были обнаружены значительные месторождения полиметаллических руд. Это послужило толчком к индустриальному развитию территории. Возникшие шахты, заводы, фабрики и связанный с ними транспорт производили огромное количество поллютантов. Наиболее значительной проблемой было загрязнение воздуха, обусловленное выбросами из труб промышленных предприятий. Твердые вещества из воздуха осаждались на землю и за столетие почвы района оказались сильно загрязнены соединениями тяжелый металлов. Этому способствовал также и рельеф местности (рис. 9). Долина, названная за свои месторождения серебра, свинца и цинка Серебряной, расположена меж гор и поэтому поллютанты воздуха не разносились ветром за пределы окаймляющих район возвышенностей, а осаждались непосредственно вблизи источников загрязнения, в низинах и склонах долины. Из-за выбросов оксида серы и многочисленных рубок для нужд растущеей промышленности сильно сократился растительный покров района и следствием этого была сильная эрозия, особенно на склонах холмов.

Список основных контаминантов района включяет в себя сурьму, мышьяк, кадмий, медь, свинец, ртуть и цинк. Из этих тяжелых металлов свинец являлся самым значительным как по уровню загрязнения среды, так и по воздействию на здоровье жителей. Одним из важных факторов загрязнения были отвалы и отходы шахт и заводов. В начале двадцатого века около 1100 акров речной поймы были захламлены содержащими тяжелые металлы отвалами шахт. Другим значительными фактором загрязнения почвы района было перераспределение почвы рекой, ветром и деятельностью человека.

Типичная концентрация почвы в пределах свинцеплавильного комплекса составляла 100 000 мг/кг (10%) свинца и выше. В отвалах на речной пойме среднии концентрации были выше 20 000 мг/кг (2%) свинца. В начале 1980х почвы в частных дворах в среднем составляли от 2500 мг/кг до 5000 мг/кг, а пыль в жилых помещениях в среднем от 2000 мг/кг 4000 мг/кг.

После закрытия завода в 1981 г. уровень загрязнения воздух сразу упал и практически сошел на нет, что сняло проблему проникновения свинца в организм человека из воздуха. Начиная с этого периода самым значительным путем проникновения свинца в организм стала загрязненная почва района. Соответственно, основные усилия были направлены на то чтобы понизить концентрации свинца в почве. Рис. 3 показывает концентрации свинца в почве с 1974 по 1998 гг. Значительный прогресс был достигнут за последние двенадцать лет и экологическая ситуация в районе заметно улучшилась с началом работ по очистке почв района.

Рис. 3. Концентрация свинца в почве 1974-1998 гг. (Terragraphics Environmental Engineering 2000)

Оценка риска отравления свинцом

Обычно такая оценка делается путем определения концентрации свинца в крови.

Таблица 1. Предписания вторичной профилактики относительно уровня содержания свинца в крови детей (CDC 1997)

Концентрация свинца в крови (мкг/дл)

Необходимые действия

<10

Замерить уровень свинца через год. Никаких дополнительных действий не требуется если не изменятся возможные источники свинца в среде.

10-14

Обеспечить информирование семьи о свинце, его вреде для здоровья и методах предотвращения попадания свинца в организм. Обеспечить последующее измерение свинца в крови. Если необходимо, связаться со службой социальной помощи.

15-19 

Обеспечить информирование семьи о свинце, его вреде для здоровья и методах предотвращения попадания свинца в организм. Обеспечить последующее измерение свинца в крови. Если необходимо, связаться со службой социальной помощи. Если концентрация свинца в крови остается на прежнем уровне или повышается (например, при двух измерениях свинца в венозной крови в за период не менее трех месяцев), тогда следовать указаниям для уровней 20-44 мкг/дл.

20-44

Обеспечить координацию [организацию] лечения (как отдельного случая), провести клиническое обследование, исследовать состояние среды и обеспечить контроль источников свинца.

45-69 

В течении 48 часов организовать координацию лечения (как отдельного случая), провести клиническое обследование, исследовать состояние среды и обеспечить контроль источников свинца.

≥70 

Немедленно госпитализировать и начать лечение. Провести полное клиническое обследование, исследовать состояние среды и обеспечить контроль источников свинца.

 

Чрезвычайно загрязненная среда в районе Бункер Хил послужила причиной сильных отравлений свинцом многих местных жителей. До начала и во время проведения проекта Бункер Хил была создана и обновлялась база данных включающая в себя информацию о концентрациях свинца в крови, содержанию контаминантов в среде, применявшихся методов профилактики и проведенных работ по ремедиации территории. Информация об уровнях содержания свинца в крови и среде была собрана для более 4000 детей. Отравление свинцом в поселениях района Бункер Хил носило эпидемический характер в 1970х годах. На рис. 4 показаны основные направления колебаний средних значений содержания свинца в крови у детей поселков Смелтервиля, Келлога, Варднера, Пэйджа и Пайнхерста с 1974 по 1998 гг. Коннотации на графике отмечают то или иное событие изменявшее ситуацию в загрязнении среды района и связанное со всплеском или снижением уровня свинца в крови.

Рис. 4. График исторической перспективы отравления свинцом детей проживавших в районе Бункер Хил (PHD 1999) (Panhandle Health District 1999)

В период 1973-1974 гг завод по переплавке свинца работал без системы полного контроля и очистки выбросов в атмосферу из-за произошедшего пожара. Сверхнормативные выбросы в воздух твердых свинец содержащих частиц и их осаждение на почву и пыль в районе считаются основными путями попадания свинца в организм детей.

Среднее содержание свинца в крови детей дошкольного возраста, проживавших в пределах одной мили от промышленного комплекся в начале 1970х было близко к 70 мкг/дл. Десятки детей получили диагноз клинического отравления свинцом и несколько из них было госпитализировано и прошло хелационную (EDTA) терапию. Срочные меры по борьбе с эпидемиологической ситуацией были предприняты в 1974-1975 гг и значительно снизили общую абсорбцию свинца в организм к 1976 году. Тем не менее среднее содержание свинца в крови детей дошкольного возраста все еще составляло порядка 40 мкг/дл вплоть до закрытия завода по выплавке свинца в 1981 году. В 1983 было проведено масштабное обследование детей района на содержание свинца в крови (Lead Health Survey). Средняя концентрация свинца в крови у дошкольников Смелтервиля составляла около 21 мкг/дл, что являлось результатом медицинских программ по профилактике жителей и начавшимися работами по ремедиации.

Проект очистки района Бункер Хил

История

Завод по переплавке свинца был построен в Серебряной долине и начал работать в 1917 году. В 1928 году вступил в строй завод по производству цинка. Постепенно район Бункер Хил превратился в крупный индустриальный комплекс ориентированный на добычу руд, обогащение и выплавку металлов. После многих лет нормальной эксплуатации в 1973 произошел пожар на свинцеплавильном заводе. В результате этого пожара местность была сильно загрязнена соединениями тяжелых металлов. После этого события было проведено медицинское исследование в том же году в результате которого было обнаружено, что люди, проживающие в этой местности, страдают от отравления свинцом различной степени тяжести и в районе много заболеваний связанных с промышленным загрязнением. В 1977 году администрация завода установила высокую трубу, чтобы выбросы в атмосферу могли выноситься за пределы Серебряной долины и было понижено загрязнение воздуха, что требовалось в соответствии с новыми федеральными стандартами чистоты воздуха. Тем не менее значительного эффекта в снижении загрязнения получено не было и из-за этого, а также из-за изменения ситуации на рынке металлов, завод и шахтный комплекс компании Бункер Хил (Bunker Hill Company) был закрыт в1981 году.

Бункер Хил был внесен в «Список нацональных приоритетов» (National Priorities List) 8 сентября 1983 года (USEPA 2001). Это означало что на очистку района и медицинскую помощь населению будет выделены средства из федерального Суперфонда. В российской системе это соответствует получению территорией статуса зоны экологического бедствия. В 1984 году было проведено медицинское исследование совместно агенствами здравоохранения федерального правительства, штата и местных муниципалитетов (PHD 1986). Это исследование риска для здоровья местных жителей соединений свинца и реальной картины отравления свинцом продемострировало что у многих детей проживающих в районе концентрация свинца в крови превышает допустимую и это относится также к тем детям, которые родились уже после закрытия завода. Остаточное загрязнение почв и пыли в поселенях было определено как основной источник свинца для детей. В 1984 году было начато Исследование загрязнения почв района и возможности очистки (Remedial Investigation и Feasibility Study - RI/FS). В 1985 году был начат медицинский мониторинг детей на содержание свинца в крови и реабилитации детей с признаками отравления свинцом. В 1986 году была начата очистка почв в наиболее посещаемых общественных местах. В 1989 была начата программа по очистке дворов в частном секторе. Исследование RI/FS было закончено 30-го августа 1991 г. Исследование RI/FS подразделялось на две основные части – «Селитебная территории» была закончена в 1990 г., а «Ненаселенная территория» была подготовлена в 1991 г. (Dames и Moore 1991). В 1991 году было принято (Record of Decision - ROD) решение об очистке почв селитебной зоны, а в 1992 г. решение об очистке остальной территории (USEPA 1991, 1992). Подготовка плана очистки почвы была начата 29-го марта 1993 г. и закончена 17-го ноября 1994 г. В сентябре 1994 Агентство по охране природы США (USEPA) подписало соглашение с представителями компаний участвовавших в разработке месторождений металлов в Серебряной долине (Consent Decree with the Upstream Mining Group). В феврале 1995 года была принята программа институционного контроля за проведением работ по проекту. В апреле 1995 был введен в силу «Государственный контракт Суперфонда» (Superfund State Contract). В том же году была начата планомерная очистка района от свинцового загрязнения.

Очистка района

Стратегии и задачи

С начала 1970х гг. в районе Бункер Хил накопился массив данных о загрязнении среды тяжелыми металлами и уровня содержания свинца в организме людей, на основе которого была создана стратегия мониторинга здоровья детей и уменьшения риска отравления свинцом во время ремедиационного процесса. Стратегия очистки почвы полностью зависела от результатов наблюдений за уровнем свинца в крови и концентрации свинца в среде [2], [8]. Кроме того, была разработана особая модель, которая бы учитывала содержание свинца в среде и предсказывала уровень свинца в крови. Эта модель, позднее усовершенствованная, превратилась в широко используемую сейчас Агентством по охране природы США (USEPA) Интегрированную биокинетическую модель (Integrated Exposure Uptake Bio-kinetic Model - IEUBK). На основе результатов модельного анализа устанавливались критерии чистоты и уровней содержания свинца в почве и пыли жилых помещений, которых следовало достичь в ходе проекта [2]. [8]. Согласно задачам ремедиации концентрации свинца в крови детей должны быть уменьшены до уровня, обеспечивающего безопасность от угрозы отравления свинцом [2]:  

·                    менее чем 5% детей должны иметь концентрацию свинца в крови 10 микрограмм на децилитр крови (мкг/дл) или выше, а также

·                    ни у одного ребенка концентрация свинца в крови не должна превышать 15 мкг/дл (номинально <1% населения)

Задачи ремедиации включали в себя:

q       очистку всех частных дворов, коммерческой земельной собственности и обочин земельных участков, где концентрация свинца в почве превышает 1000 милиграмм на килограмм (мг/кг);

q       достижение геометрического среднего концентрации свинца в почве частных дворов менее чем 350 мг/кг в каждом поселке района;

q       контролирование пыли в районе, стабилизация и задернование загрязненной почвы по всему участку работ;

q       достижение концентрации свинца в пыли жилых помещений в каждом поселке по величине геометрического среднего 500 мг/кг или меньше (причем ни в одном доме эта величина не должна превышать 1000 мг/кг).

Обзор проведенных мероприятий

После закрытия завода в 1981 г. в районе был выполнен ряд мер по экологическому контролю за состоянием среды, медицинскому лечению пострадавших от отравления свинцом и очистке почв района. Технология очистки почвы заключалась в изъятии загрязненной почвы и замены ее чистой. В 1986 г. были начаты первые работы по очистке парков, детских площадок и обочин дорог. В последующие годы были предприняты меры по очистке и стабилизации ситуации на территории бывшего завода, контролю за пылью, облесения склонов гор и холмов местности и по очистке почвы в дворах (приусадебных участках), где дети были подвержены максимальному риску отравления свинцом [8].

В 1986 г. усилиями Агентства по охране природы США было удалено приблизительно 6700 куб. м. загрязненной почвы в шестнадцати общественных местах (таких как парки и детские площадки), которая складировалась в специально отведенноми месте в районе. Взамен удаленной почвы было внесено около 5500 куб. м. чистой, засыпано 1250 кв. м. территории и уложено 1 132 тонн асфальта в реновационных операциях. Вся загрязненная почва находилась в специальном огороженном временном хранилище, окопанном сточной канавой для предотвращения вторичного загрязнения и закрытом поливинил хлоридной пленкой [8].

В 1991 г. Агентством по охране природы США было подписано решение, которое регламентировало очистку почв селитебной зоны в пределах участка в 54 кв. км. Все дворы, выходы и коммерческие зоны предписывалось очищать в том случае, если концентрация свинца в почве будет превышать 1000 мг/кг. Было установлено, что примерно 2000 земельных участков требую такого уровня очистки. К сентябрю 1998 г. почти 1400 участков было очищено под контролем администрации штата Айдахо. Проводившееся медицинское обследование детей, проживавших на этих участках, показало снижение уровня свинца в крови после очистки почвы. После завершения программы очистки почв было проведено совместное исследование Агентсва по охране природы США и администрации штата Айдахо по определению необходимости очистки жилых помещений. Все основные промышленные объекты, влючая зону шахтовых работ, свинцовоплавильный завод, цинковый завод и завод фосфорной кислоты и фосфатных удобрений (всего более ста основных объектов) были демонтированы и утилизированы [2], [8].

Программа по очистке почв частных дворов (участков) проводилась каждое лето, начиная с 1989 г. В период с 1989 по 1993 гг. была составлена приоритетная последовательность участков, основанная на концентрации свинца в почве и/или проживании на участке детей до 12 лет или беременных женщин, согласно ежегодной весенней переписи населения района. Продолжала также действовать особая «Программа медицинской помощи по свинцу» (Lead Health Intervention Program - LHIP) и очистка участков повышенной опасности, в то время как продолжались переговоры с промышленными организациями, ответственными за загрязнение в районе. В 1993 г. была достигнута договоренность с несколькими компаниями по выполнению очистки селитебных зон, что было формально завершено в 1994 г. Согласно достигнутым соглашениям предусматривалась оплата промышленными компаниями программы очистки участков повышенной опасности, селитебных зон, а также коммерческих и общественных территорий, финансирование программы закрытия колодцев с водой из загрязненных водоносных слоев и программы институционного контроля [2]. Из-за банкротства основных организаций, ответственных за загрязнения, в 1994 г. основные работы по очистке ненаселенных территорий оплачивались из особого фонда, покрывавшего задолженность обанкротившихся предприятий [8]. С 1994 г. началась очистка от загрязнения больших участков и дорог. Кроме того, критерий приоритета по возрасту детей был снижен с 12 до 6 лет.

В ходе проведения работ было обнаружено, что загрязнение почв района тяжелыми металлами распространено повсеместно и зачастую свинец проникает на такую значительную глубину, что почву крайне невыгодно очищать [2]. Поэтому было решено не добиваться полной очистки, а полагаться на устанавливаемые барьеры, служащие для разделения загрязненной и чистой почв и предохраняющие людей от контакта с загрязнением. Барьеры устанавливались одновременно на частных и коммерческих участках. После ремедиации обеспечение целостности барьера, очистка или повторная ремедиация участков после наводнения, эрозии, или переноса загрязненной почвы остаются на ответсвенности владельца участка [2].

В ходе программы по извлечению загрязненной почвы отбирались пробы почвы во дворе каждого дома и составлялся список очередности очистки, где учитывался уровень загрязнения и возраст детей, проживавших в доме. Наибольший приоритет присваивался дворам, где концентрация свинца в почве превышала 1000 мг/кг (1000 мг/кг) и проживали дети до шести лет и беременные женщины. Во дворах этих домов устанавливался защитный барьер из чистой почвы глубиной в один фут на всей площади двора и два фута в огороде и саду. Также устанавливался геотекстильный маркер, в случае если на глубине остается загрязнение.

Загрязненные материалы из хвостохранилищ шахт и загрязненная почва с частных дворов вывозилась на постоянное место хранения в Центральное хранилище (Central Impoundment Area CIA), которое закрывалось слоем особой водонепроницаемой поливинилхлоридной пленки, предотвращающей контакт со средой и попадание загрязнения в природные воды. Поверх пленки был положен слой органики и свыше почвы.

Другим немаловажным аспектом проекта являлась пыль жилых помещений, так как было установлено, что в районе Бункер Хил пыль жилых помещений является основным источником отравления свинцом детей. Была выработана особая стратегия по устранению внешних источников поступления свинца в организм и снижения содержания свинца в пыли жилых помещений.

Программа Серебряной долины по охране здоровья от свинца
(Silver Valley Lead Health Intervention Program - LHIP)

История

Действия по медицинскому контролю и исследования отравления свинцом людей, проживающих в районе, начались после эпидемии сатурнизма в 1974 г. В 1970х годах перечень примененных мер включал: снижение выбросов в атмосферу на заводе, переселение семей с детьми, у которых была повышенная чуствительность, контроль за загрязнением пыли в городе, меры по озеленению и облесению, биологический мониторинг (свинца в крови детей), медицинскую помощь, экологическое образование и просвещение родителей и общественные/школьные образовательные программы (PHD, 1999). Эти меры осуществлялись под надзором и непосредственно департаментами штата и местного самоуправления и федеральными Центрами по контролю заболеваемости (Centers for Disease Control – CDC) и спонсировались совместно правительством и собственниками завода. Программа в основном достигла успеха в предотвращении и лечении клинического отравления свинцом (>60 мкг/дл) детей района. Тем не менее, среднее содержание свинца в крови сохранялось на уровне 40 мкг/дл до конца 1970х годов, и сотни детей, согласно современным критериям, были отравлены свинцом. Данная программа медицинской помощи населению была завершена в 1981 г. вслед за закрытием завода и прекращением финансирования [4].

В 1983 г. федеральным Суперфондом были выделены средства на исследование, проводимое совместно федеральными органами и властями штата и местного самоуправления, по оценке состояния здоровья населения и риска отравления свинцом [4]. В результате этого полномасштабного исследования было показано, что многие дети, проживавшие в районе, в той или иной степени подвержены отравлению свинцом, включая тех, кто был рожден после закрытия завода. Остаточное загрязнение пыли и почв района были квалифицированы как основные источники поступления свинца в организм детей в районе. При этом принималось, что основным путем поступления свинца в организм было непроизвольное заглатывание детьми частиц почвы и пыли в процессе игр и обычного поведения во дворе и в доме. Были также выявлены несколько дополнительных влияющих факторов. Наиболее значимыми из них являлись: уровень доходов семьи и ее социальный статус, уровень образования родителей, практика домашней гигиены, наличие курящих в доме, питание детей, использование местных сельскохозяйственных продуктов, поверхность игровых площадок (трава или же оголенная почва), продолжительность времени, проводимого на улице, характер детских игр и возраст ребенка.

По результатам исследования 1983 г. была составлена практически полная картина, показывающая источники свинца, пути поступления свинца в организм детей и влияющие факторы. На основе полученной информации в 1985 г. был составлен полный план действий по снижению риска для здоровья жителей района. Основной задачей принятого плана было достижение снижения уровня абсорбции свинца в организме детей во время проведения работ по очистке района методом индивидуального подхода, усилий по общественному просвещению и целенаправленных ремедиационных мер. Эти действия вкупе с биологическим мониторингом и интрузивном менеджментом риска проводились в жизнь в районе в течение двадцати лет [1], [2], [4].

In 1985, the allied В 1985 г. для выполнения принятого плана была создана объединенная Программа Серебряной долины по охране здоровья от свинца (Silver Valley Lead Health Intervention Program - LHIP), направленная на минимизацию риска отравления свинцом через образование, просвещение родителей и осуществление биологического мониторинга. Программа LHIP была разработана для реализации действий по проверке уровня свинца в крови у детей, оказания медицинской помощи и лечения, оценке состояния среды, общественного экологического образования, определения содержания свинца в крови у беременных женщин, консультаций населения, обеспечения специальных образовательных програм для детей школьного и дошкольного возраста и проведения особых курсов подготовки местных врачей-терапевтов. Программа LHIP, спонсируемая Центрами по контролю заболеваемости (CDC) и Агенством по токсичным субстанциям и регистрации заболеваний (Agency for Toxic Substances и Disease Registry ATSDR), выполнялась местным департаментом здоровья по району Панхэндл (Panhandle Health District – PHD) при поддержке Департамента здоровья и благосостояния штата Айдахо (Idaho Department of Health и Welfare – IDHW). Во время проведения программы LHIP и работ по проекту Суперфонда создавалась и пополнялась обширная индивидуализированная база данных, объединяющая и группирующая информацию по уровням свинца в крови детей, концентрациям контаминантов в среде, поступлению тяжелых металлов из среды в организм местных жителей, проведенным действиям по медицинской помощи и реабилитации и ремедиационным работам [1], [4].

Задачи LHIP

Основными задачами программы LHIP являлись:

·        обеспечение мониторинга содержания свинца в крови детей в возрасте от 9 месяцев до 9 лет, проживавших в районе Бункер Хил;

·        сравнение результатов обследований на содержание свинца с данными по штату и стране;

·        обеспечение родителей и детей информационными материалами и наглядными пособиями, консультации по вредному воздействию свинца и путях его поступления в организм, информирование о возможности снижении токсичных эффектов свинца и других тяжелых металлов;

·        консультация по правильному питанию для предотвращения и снижения абсорбции свинца организмом для беременных женщин, родителей и детей;

Выполнение программы LHIP

Со временем программа LHIP развивалась, хотя основные подходы к управлению проекта остались неизменными; при необходимости отдельные компоненты программы и действия модифицировались. В любом случае программа осуществлялась как услуга населению, а не как научное исследование. Поскольку дети наиболее подвержены воздействию свинца, то большинство составляющих программы были ориентированы на детей и беременных женщин.

Ежегодно с июля по август проводится опросное исследование всего района Бункер Хил. Для этого нанимаются и специально обучаются местные жители. Эти люди посещают каждую семью в районе и выявляют дома где проживают дети в возрасте 9 лет и младше или беременные женщины и собирают базовую информацию. Затем проводится собеседование с родителями с целью привлечь детей для тестирования содержания свинца в крови. С 1988 года при наличии в доме пылесоса из его накопителя берутся пробы содержания свинца в пыли жилых помещений. Также проводились специальные исследования пыли жилых помещений в 1974, 1975 и 1983 годах. Начиная с 1996 г. проводятся исследования с помощью специальных пылевых матов.

Услуги помощи оказываются специалистом по экологии и здоровью и медсестрой. Все жители, врачи, учителя и дети района обеспечиваются помощью и информацией. Все образовательные программы включают в себя описание источников поступления свинца в организм, способами предотвратить экспозицию и информацию о вредном воздействии свинца. Департаментом здоровья района совместно с другими участниками проекта Бункер Хил разрабатывается специальный план оценки эффективности проводимых просветительских и образовательных мероприятий .

Программа также предусматривает помощь беременным женщинам. Всем женщинам во время беременности предлагается пройти тест на содержание свинца в крови а также после родов. Обеспечивается информационная поддержка, консультации о правильном питании и способах снижения поступления свинца в организм. Информация также дается людям планирующим создать семью. Это особенно важно для молодых людей, проживающих на территории во время работы завода по переплавке свинца (1973-1981). Публикуется множество сборников информации, брошюр, цветных буклетов и видеопродукции, повествующих о свинце и его отношении к здоровью детей и женщинам во время беременности.

Каждый год сотрудник медицинского центра посещает школы района. Для детей младших классов исполняется специальное образовательное кукольное шоу. Делается презентация для студентов по распознаванию и предотвращению путей попадания свинца в организм. Эта программа проводится в мае, так что детям перед летними каникулами, когда они подвергаются наибольшему риску, напоминают об опасности загрязненной свинцом почвы и пыли. Начиная с 1995 года, школьная программа включает в себя компоненты с первого по двенадцатый класс и проводится во всех частных и государственных школах района.

В школьной программе используются различные методы. Например, большой игрушечный домик с куклами помогает объяснить детям как свинец попадает в дом. Светящиеся точки на темном фоне иллюстрируют визуально как свинец может попадать с вещей в организм. Даются рекомендации о правильном и тщательном мытье рук и важности соблюдения правил личной гигиены. Была разработана особая образовательная игра под названием «Интересный свинец» (Lead Rummy). В этой игре используется похожая на обычную колода карт четырех мастей (уроки, эффекты, действия, вред – вместо традиционных карточных). Эти материалы были созданы с тем чтобы помочь преподавателям оценивать прогресс обучения детей и степень понимания, а также способствовать развитию дискуссий среди участников. В настоящее время разрабатывается компьютерная игра для продвижения образования детей по свинцу.

В прошлом работа в школах включала в себя программу по созданию плакатов на уроках рисования. Эти плакаты затем использовались для создания цветного издания для раздачи во время презентаций в школах и детям во время тестирования уровня содержания свинца в крови летом. Была оказана помощь средней школе г. Келлогг в создании образовательной школьной программы «Суперфонд – суперзнание». Департаментом здоровья использовались самые различные материалы в школьных презентациях – сборники, брошюры и буклеты. Аналогичная информация выдавалась на руки во время летней проверки уровня свинца в крови.

Начиная с 1985 г. проводились действия по оказании помощи врачам-терапевтам райна по вопросам связанным с воздействием свинца на здоровье. Была создана специальная программа для работы с врачами. Издавались специальные пособия, обеспечивалась литература и проводились лекции по свинцу и другим тяжелым металлам. По заявлению врачей проводились дополнительные тестирования крови пациентов на содержание свинца и брались пробы среды в и возле места проживания пациентов с повышенным содержанием свинца в крови.

Программа LHIP была начата в 1984 г. на принципах добровольного участия в тестировании концентрации свинца в крови в стационаре и основной проблемой было нежелание большинства жителей в этом участвовать. Начиная с 1985 г. и по настоящее время был принят более агрессивный метод обходов домов. С тем чтобы стимулировать участие жителей в программе с 1988 г. каждому протестированному выплачивалось $20. В настоящее время представитель департамента здравоохранения связывается с каждым домом в районе. Участвующие в программе семьи проходят специальный опрос и им назначается тестирование крови в местной поликлинике. В том случае, если во время обхода никого не застали дома, то его обитателям делается не менее двух телефонных звонков, а если и в этом случае не удается их застать, то оставляется письменное уведомление с описанием проводимого исследования и контактной информацией департамента здравоохранения в районе. Во время обходов опрашиваются соседи о тех домах где никого не застали дома на предмет проживают ли там дети. Информация от соседей используется в оценке какое количество родителей отказались от тестирования своих детей, находящихся под угрозой отравления свинцом.

В добавок ко существующим программам, проводимым департаментом здравоохранения, ведется работа с различными общественными организациями и заинтересованными лицами по обеспечению информацией и вовлечению к сотрудничеству. С 1985 г. существует особая общественная группа «Bunker Hill Superfund Task Force», которая к настоящему времени провела свыше 70 общественных собраний. Task Force является признанным объединением граждан, которое служит для обеспечения жителей информацей о проекте Суперфонда, его общественного обсуждения и участия. Собрания организации проводятся ежемесячно в вечернее время и доступны для посещения каждому желающему. На заседания приглашаются с лекциями и выступлениями представители властей штата и Агентства по охране окружающей среды, освещаются ежегодные достижения программы LHIP и каждый год в октябре организации предоставляются результаты летнего обследования жителей на содержание свинца в крови. В 1994 г. была сформирована «Citizen' s Advisory Group» (CAG), состоящая из местных добровольцев для помощи департаменту здравоохранения в поддержке и улучшению программы LHIP. В соответствии с рекомендациями CAG были созданы видеоматериалы «Делать правильные решения» (“Making The Right Choices”) и «Свинец прочь» ("Lead Away") Видео «Делать правильные решения» было создано при поддержке Программы свинца Трейл (“Trail Lead Program”) из г. Трейл (провиция Канады Британская Колумбия) для образования семей по вопросам влияния свинца на здоровье. Видео «Свинец прочь» используется для образования детей и взрослых об их роли в контроле путей поступления свинца в организм.

Достижения

The Bunker Hill Проект Суперфонда в Бункер Хиле являлся, несомненно, успешным. За период с 1988 по 1999 г. общая концентрация свинца в почвах частных дворов была многократно снижена в поселках района до уровней, не превышающих в среднем 1000 мг/кг. что привело к снижению риска отравлению свинцом в районе на 80% [2], [8]. Поскольку почвы в районе были очищены и была проведена эффективная медицинская программа, риск свинца для здоровья населения района был значительно снижен. Таблица 11 показывает стабильное снижение от года к г. уровня свинца в крови детей, проживавших на территории района Бункер Хил. Таким образом, была достигнута главная задача ремедиации.

В 1988 г. 46% детей, проживавших в загрязненном районе, имели концентрацию свинца в крови выше 10 мкг/дл. К 1999 г. только 6% детей имели повышенный уровень свинца в крови. Уже один этот факт иллюстрирует, что в результате Проекта Суперфонда по ремедиации района Бункер Хил здоровье жителей района было улучшено и были достинуты задачи, поставленые перед программами очистки почв и медицинской помощи.

Таблица 2. Среднее значение концентрации свинца в крови детей Смелтервилля, тестированных в 1974-1998 гг. (PHD 1999)

год

число протестированных детей

средняя концентрация свинца в крови

(μg/dl)

1974

201

65

1975

107

47

1976

24

40

1977

34

38

1978

31

41

1979

27

48

1980

94

31

1981

74

29

1982

67

23

1983

43

21

1988

32

14

1989

39

14

1990

29

10

1991

49

7

1992

55

8

1993

66

7

1994

48

6

1995

40

7

1996

51

6

1997

33

6

1998

43

6


Заключение

Территория Бункер Хил является местом одной из самых значительных эпидемий отравления свинцом в мире. При этом с 1890-х годов и до 1970-х годов ситуация не расценивалась властями как критическая и не предпринималось никаких серьезных мер по защите жителей от эффектов промышленного загрязнения. В середине 1970х годах., после пожара было привлечено внимание к бедственному положению в районе Бункер Хил и была проведена первая оценка воздействия промышленности на здоровье. В1980-х годах были предприняты серьезные шаги на всех уровнях власти по решению существующей проблемы. Был разработан подробный план по улучшению ситуации и начат проект Суперфонда. В результате действий федеральных, региональных и местных властей в течение последнего десятилетия был достигнут очень значительный прогресс. Почвы в населенных пунктах были очищены до допустимого уровня, а населению была оказана необходимая медицинская помощь в предотвращении и лечении отравления свинцом. В результате содержание свинца в крови местных жителей радикально снизилось по сравнению с периодом 1970х годов и началом 1980х годов и предельно снижен риск отравления свинцом.

История района Бункер Хил может быть разделена на три фазы. Сначала потребовались годы, чтобы власти признали существование серьезной проблемы. В 1974 г. было проведено медицинское обследование, выявившее эпидемию отравления свинцом в Серебряной долине. Только десять лет спустя, после принятия закона CERCLA, район Бункер Хил был включен в список национальных приоритетов. Затем, после признания существования и масштаба проблемы, были предприняты шаги по снижению негативного воздействия промышленного загрязнения на здоровье населения и было начато планирование мер по очистке территории. Меры по оказанию медицинской помощи, созданию постоянного медицинского мониторинга и программы LHIP оказали очень существенное действие для снижения риска отравления свинцом в районе. В итоге, после проведения властями штата и Агентством по охране окружающей среды США широкомасштабной операции по очистке почв района местное население было избавлено от критического загрязнения среды и связанной с ним опасностью для здоровья.

Сравнение пос. Рудная Пристань и района Бункер Хил

Два района по разные стороны Тихого океана имеют много общего в отношении проблем загрязнения среды и здоровья. В то же время, когда ситуация в пос. Рудная Пристань остается критической и нерешенной, Бункер Хил является примером того, как вовремя предпринятые меры помогли уменьшить и избавиться от проблем отравления свинцом. При ближайшем рассмотрении ситуаций в России и США можно обнаружить различия, не исключающие, однако, возможности применения американского опыта на российской почве. Контроль за пылью, лесовосстановление и озеленение, биологический мониторинг (свинца в крови), наблюдение за состоянием здоровья детей, экологическое образование детей и взрослых являются примерами того, что при соответствующем планировании они также могут быть сделаны в пос. Рудная Пристань.

В пос. Рудная Пристань мы наблюдаем сегодня то, что было в Серебряной долине почти полвека назад. Приморский поселок находится еще только в начале того пути, что уже пройден в штате Айдахо. Сейчас к проблемам жителей пос. Рудная Пристань еще не привлечено внимание властей и не существует никакой программы медицинской помощи населению или очистки территории поселка от свинца. Вместе с тем существует уникальная возможность использовать ценный зарубежный опыт, которой нельзя пренебречь. Многие подходы и методы, примененные в Серебряной долине могут быть после соответствующей адаптации использованы в пос. Рудная Пристань и других подобных районах России.


ЛИТЕРАТУРA

1. Bunker Hill Superfund Site: Agency for Toxic Substances и Disease Registry (ATSDR). 2000. http://atsdr1.atsdr.cdc.gov:8080. [February 2002] P.42.
2. Five Year Review Report: Bunker Hill Superfund Site. TerraGraphics Environmental Engineering, Inc, Idaho Dept. of Health и Welfare. Boise ID, 2000, P.180.
3. Kachur, A. N., Arzhanova V. S., Yelpatyevsky P.V., von Braun M.C., von Lindern I.H. Environmental Conditions in the Rudnaya River Watershed – A Compilation Of Soviet и Post-Soviet Era Sampling Around A Lead Smelter In The Russian Far East // Environmental Review. 2002. 6(2). P.66-77.
4. Kellogg Revisited – 1983, Childhood Blood Lead and Environmental Status Report: Panhandle Health District. Boise ID, 1986. P.86.
5. Overview of the Silver Valley Lead Health Intervention Program Bunker Hill Superfund Site: Panhandle Health District, Idaho Department of Health & Welfare Division of Health, Boise ID, 1999. P.77.
6. Record of Decision (ROD) – Bunker Hill Mining и Metallurgical Complex, Residential Soils Operable Unit. U.S. Environmental Protection Agency. Shoshone County ID, 1991. P.20.